воскресенье, 27 сентября 2015 г.

Рекомендации по ФЗ №436

Утверждено
приказом СОШ №2
от 01.09.2014 №461
  Рекомендации по применению закона  «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010  №436-ФЗ
 в школьной библиотеке СОШ №2

Закон вступил в силу с 1 сентября 2012 года.

1. Термины, используемые в законе
информационная безопасность детей - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;
зрелищное мероприятие – демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции;
информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом;
классификация информационной продукции - распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
места, доступные для детей - общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции;
оборот информационной продукции - предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
эксперт - лицо, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы.

2. Информация, запрещенная  для детей
       В соответствии со ст. 5 закона  № 436-ФЗ к ЗАПРЕЩЕННОЙ для распространения среди детей относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера.

3. Классификация информационной продукции    
Согласно ст. 6 закона № 436-ФЗ КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций до начала ее оборота на территории Российской Федерации).
       При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
- ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
- особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
- вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
       Классификация такой информационной продукции осуществляется по следующим категориям:
- информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
- информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
- информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
- информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
- информационная продукция, запрещенная для детей.

4. Требования к информационной продукции, предназначенной для детей.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
        К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей. А также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия.
Статья 8.    Информационная продукция для детей,  достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
 Статья 9.    Информационная продукция для детей,  достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

5. Знак информационной продукции
Статья 12. Знак информационной продукции
 Для фонда приобретенного и поставленного на учет до 1 сентября 2012 года.
Знак информационной продукции не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до 1 сентября 2012 года. (т.е. библиотечный фонд, приобретенный и поставленный на учет до 1 сентября 2012 года, может не иметь знак информационной продукции).
Знак информационной продукции может не ставиться на издания (независимо от их создания и приобретения):
          - издания классической литературы (русская и зарубежная классика);
         - научные, научно-популярные и  научно-практические издания;
         -  учебники и учебные пособия;
         - издания энциклопедического характера;
        - справочники, статистические сборники, содержащие информацию, не противоречащую основным положениям ФЗ № 463 ФЗ.
 (т.е. вся отраслевая литература  в соответствии с ББК)

Для фонда, который поступил в библиотеку после 1 сентября:
1. Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";  0+
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";  6+
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";   12+
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";   16+
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей" (часть 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 139-ФЗ).          18+

6. Место расположения знака информационной продукции
 Для КНИГ и ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ
Знак информационной продукции должен располагаться на полосе печатной (книжной) и электронной продукции, содержащей выпускные данные, и не должен быть меньше шрифтов, используемых на этой полосе. Знак может дублироваться на обложке книги, коробки, бокса. Если книжная продукция запрещена для детей, соответствующий знак («18+») должен присутствовать обязательно на обложке. Знак информационной продукции должен присутствовать в библиографическом описании книги и электронных изданий. В библиотеке решено ставить знак информационной продукции в правом верхнем углу обложки книги.
Для  ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ знак информационной продукции указывается:
на первой полосе периодического печатного издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции, распространяемой в данном выпуске периодического печатного издания. (В соответствии со ст. 27 Закона РФ "О средствах массовой информации" каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".)
Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, при этом шрифт знака информационной защиты по начертанию, цвету должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек, используемых на первой полосе периодического печатного издания.
Выпуск и распространение периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, допускается без размещения знака информационной продукции. Например, все журналы по библиотечному делу, педагогике могут не иметь знака информационной продукции.
Для ОБЪЯВЛЕНИЙ и АФИШ
Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино - или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.
Для СЕТЕВЫХ ИЗДАНИЙ
Знак информационной продукции указывается:
- на главной странице сетевого издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной продукции, распространяемой в данном выпуске.
- знак информационной продукции должен располагаться в верхней части главной страницы, по размеру должен быть не меньше 75% от заголовка второго уровня или не меньше размеров шрифта основного текста с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки. По цвету знак информационной продукции должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка издания.
- Новостная лента знаком информационной продукции не маркируется.
- Не маркируются комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания.
К зарегистрированным до 10 ноября 2011 года (до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2011 № 142-ФЗ) электронным периодическим изданиям, распространяемым в информационно-коммуникационной сети Интернет, применяются те же правила, что и к сетевым изданиям.

7. Дополнительные требования
Статья 16. Дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей.
Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций. Таким образом, в школьной библиотеке не должно быть книг с информационным знаком 18+.

8. Организация библиотечного фонда открытого доступа в школьной библиотеке
Весь фонд открытого доступа группируется на стеллажах в соответствии с возрастом читателей. Стеллажи обязательно должны иметь маркировку знаком информационной продукции в соответствии с размещенной на них литературой  (0+, 6+,12+,16+). В фонде школьной библиотеки не должно быть документов с маркировкой 18+.  Стеллажи с классической литературой (русской и зарубежной) не маркируются.

9. Список  источников, использованных в консультации, по применению закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью  и развитию»

1.                    О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс]: от 29.12.2010 N 436-ФЗ: [принят ГД РФ 24.12.2010:ред. от 29.12.2010: вступающий в силу с 01.09.2012]. – Электрон. текстовые дан. - М.: Консультант Плюс, 1992-2012. – Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
2.                    Рекомендации Роскомнадзора по применению Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" [Текст]. - (Тема) // Современная библиотека. - 2012. - № 7. - С. 43-45.
3.                    Борисова Е.И. Организация работы библиотеки в условиях Закона № 436 «О защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию». – (Организация и управление) // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2013. - № 4. – С. 23-30.
4.                    Оборот печатной (книжной) продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации [Электронный ресурс]: рекомендации Министерства связи и массовых коммуникаций № АВ-П17-531 от 22 января 2013 года по применению Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". - Электрон. текстовые дан. - М.: Консультант Плюс, 1992-2013. – Режим доступа: СПС Консультант Плюс. - http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23599.html#.UclS2r3NlFl


Комментариев нет: