Утверждено
приказом
СОШ №2
от 01.09.2014 №461
Положение о библиотеке СОШ №2
1. Общие положения
1.1 Настоящее
положение разработано на основании приказа МО РФ №936 от 01.03.2004 г. «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений
общего образования Российской Федерации».
Библиотека является структурным
подразделением школы, обладает фондом разнообразной литературы. Библиотека способствует формированию культуры
личности учащихся и позволяет повысить эффективность информационного
обслуживания учебно-воспитательного процесса. Библиотека является структурным
подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в
учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.2. Деятельность
библиотеки общеобразовательного учреждения отражается в Уставе школы.
Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами
учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
1.3. Цели библиотеки школы
соотносятся с целями общеобразовательного учреждения:
- формирование общей
культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума
содержания общеобразовательных программ, углубленных программ обучения;
- адаптация учащихся к
жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных
образовательных программ;
- воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.4. Библиотека руководствуется
в своей деятельности федеральными законами и распоряжениями Правительства
Российской Федерации и исполнительных органов субъектов РФ, в частности
Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности», решениями
соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного
учреждения, положением о библиотеке, утвержденном директором
общеобразовательного учреждения.
1.5. Деятельность библиотеки
основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета
общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
1.6. Порядок пользования
источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и
Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем
общеобразовательного учреждения.
1.7. Общеобразовательное
учреждение несёт ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного
обслуживания библиотеки.
1.8. Организация
обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с
правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими
требованиями.
2. Основные
задачи
2.1 Основными задачами
библиотеки являются:
- обеспечение участникам
образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям -
доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного
учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических
изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет, CD); коммуникативном (компьютерные
сети);
- воспитание культурного
и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его
творческого потенциала;
- формирование навыков
независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической
оценке информации;
- совершенствование предоставляемых
библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и
компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
3. Основные
функции
3.1 Для реализации
основных задач библиотека:
- формирует фонд
библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:
- комплектует
универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации;
- пополняет фонд
информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других
учреждений;
- аккумулирует фонд
документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении;
- осуществляет размещение, организацию и
сохранность документов;
- создаёт информационную продукцию:
- осуществляет аналитико-синтетическую
переработку информации;
- организует и ведёт
справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический),
картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю учреждения;
- разрабатывает рекомендательные
библиографические пособия (списки, обзоры, указатели, бюллетени);
- обеспечивает информирование пользователей
об информационной продукции;
- осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
-
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения
интересов и информационных потребностей;
- создаёт условия для
реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков
самообучения (участие в сетевых олимпиадах);
- организует обучение навыкам независимого
библиотечного пользователя и потребителя информации; содействует интеграции
комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
- оказывает
информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
- организует массовые
мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры
личности, содействует развитию критического мышления;
- осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических
работников:
- выявляет информационные потребности и
удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем обучающихся;
- выявляет информационные
потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых
технологий;
- содействует
профессиональной компетенции, повышению квалификации и проведению аттестации;
- создаёт банк
педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию по предметам, разделам и темам;
- организует доступ к
банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий
педагогических изданий;
- осуществляет текущее
информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций),
информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам
управления общеобразовательным процессом;
- поддерживает
деятельность педагогических работников в области создания информационных
продуктов (документов, баз данных);
- способствует проведению
занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения
практических занятий по работе с информационными ресурсами;
- осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей:
- удовлетворяет запросы
пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
- консультирует по
вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию
детей;
- консультирует по
вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности
библиотеки
4.1 Наличие укомплектованной библиотеки в
общеобразовательном учреждении обязательно.
4.2 Структура библиотеки:
совмещенный абонемент и читальный зал, книгохранилище учебной литературы,
уголок работы с мультимедийными и сетевыми документами.
4.3 Библиотечно-информационное обслуживание
осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с
учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами,
проектами и планом работы библиотеки.
4.4 Спонсорская помощь, полученная библиотекой
в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не
влечёт за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования
из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную
библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы
библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектования фонда документов.
4.5 В целях обеспечения
модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах
средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает
библиотеку:
- гарантированным финансированием
комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится
отдельно);
- необходимыми служебными
и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по
технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей
пыли) и в соответствии с положением СанПиН;
- современной электронно-вычислительной,
телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными документами;
- ремонтом и сервисным
обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной техникой и
канцелярскими принадлежностями.
4.6 Общеобразовательное
учреждение создаёт условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
4.7 Ответственность за
систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников
и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несёт директор общеобразовательного учреждения в соответствии с
уставом учреждения.
4.8 Режим работы библиотеки
определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего
распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы
библиотеки предусматривается выделение:
- двух часов рабочего
времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
- одного раза в месяц –
санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится.
4.9 В целях обеспечения
рационального использования информационных ресурсов в работе с обучающимися
библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками
других общеобразовательных учреждений города и района.
5. Управление.
Штаты
5.1 Управление библиотекой
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации,
субъектов РФ и уставом общеобразовательного учреждения.
5.2 Общее руководство
деятельностью библиотеки осуществляет директор общеобразовательного учреждения.
5.3 Руководство библиотекой
осуществляет заведующий библиотекой, который несёт ответственность в пределах
своей компетенции перед обществом и директором общеобразовательного учреждения,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором
и уставом общеобразовательного учреждения.
5.4 Заведующий библиотекой
назначается директором общеобразовательного учреждения, заведующий библиотекой
и библиотекарь являются членами педагогического коллектива и входят в состав
педагогического совета общеобразовательного учреждения.
5.5 Методическое
сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает методист по учебным фондам и
школьным библиотекам органа управления образования.
5.6 Заведующая библиотекой
разрабатывает и представляет директору общеобразовательного учреждения на
утверждение следующие документы:
- положение о библиотеке, правила
пользования библиотекой;
- структуру и штатное расписание
библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных
положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с
использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в
библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от
03.02.1997 г. №6);
- положение о платных
услугах библиотеки (если таковые имеются);
- планово-отчётную
документацию;
- технологическую
документацию.
5.7 Порядок комплектования
штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируются уставом.
5.8 На работу в библиотеку
принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку,
соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и
квалификации.
5.9 Работники библиотеки
могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение
библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется
работником библиотеки только на добровольной основе.
6.0 Трудовые отношения
работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
6. Права
и обязанности библиотеки
6.1 Работники библиотеки
имеют право:
- самостоятельно выбирать формы, средства и
методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и
воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в
уставе образовательного учреждения;
- проводить в
установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
- определять источники
комплектования информационных ресурсов;
- изымать и реализовывать документы
из фондов в соответствии с инструкцией по учёту библиотечного фонда;
- определять в
соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного
учреждения и по согласованию с родительским или попечительским советом виды и
размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
- вносить предложения директору
общеобразовательного учреждения по
совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования
работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей
работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными
условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);
- участвовать в управлении
общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого
учреждения;
- иметь ежегодный отпуск и
дополнительный отпуск (для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера);
- быть предоставленными к
различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для
работников образования и культуры;
- участвовать в
соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций или
союзов.
6.2 Работники библиотеки обязаны:
- обеспечить пользователям
возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
- информировать читателей
о видах предоставляемых библиотекой услуг;
- обеспечивать научную
организацию фондов и каталогов;
- формировать фонды в
соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебных изданий,
образовательными программами, интересами, потребностями и запросами всех
категорий читателей;
- совершенствовать
информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
- обеспечивать сохранность
использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
- обеспечивать режим
работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
общеобразовательного учреждения;
- отчитываться в
установленном порядке перед директором общеобразовательного учреждения;
- повышать квалификацию.
7. Права
и обязанности читателей библиотеки
7.1 Читатели библиотеки
имеют право:
- получать полную информацию о составе
библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой
услугах;
- пользоваться
справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- получать консультационную
помощь в поиске и выборе источников информации;
- получать во временное
пользование на абонементе и в читальном
зале печатные издания и другие источники информации;
- продлевать сроки
пользования документами;
- получать тематические,
фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда
библиотеки;
- получать
консультативную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при
пользовании электронным оборудованием;
- участвовать в
мероприятиях, проводимых библиотекой;
- обращаться для
разрешения конфликтных ситуаций к директору общеобразовательного учреждения.
7.2 Читатели библиотеки
обязаны:
- соблюдать правила
пользования библиотекой;
- бережно относиться к произведениям
печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать надписей, подчёркиваний,
пометок в книгах), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
- поддерживать порядок
расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в
каталогах и картотеках;
- пользоваться ценными и
справочными изданиями только в помещении читального зала;
- убедиться при получении
документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом
работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых
документах несёт последний пользователь;
- расписываться в
читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: учащиеся
1-2 классов);
- возвращать документы в
библиотеку в установленный срок;
- запрещается
пользоваться мобильными телефонами;
- запрещается посещение
библиотеки в верхней одежде;
- в случае задержки
документов более установленного срока, другие документы не выдаются, до
погашения задолженности;
- заменять документы
библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать
ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
- полностью рассчитаться
с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном
учреждении, подписать обходной лист.
7.3 Порядок пользования
библиотекой:
- запись обучающихся
общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу
класса в индивидуальном порядке, педагогических и других работников общеобразовательного
учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся по паспорту;
- перерегистрация пользователей
библиотеки производится ежегодно;
- документом,
подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
- читательский формуляр
фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возращения
в библиотеку.
7.4 Порядок пользования абонементом:
- пользователи имеют
право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов
одновременно;
- максимальные сроки
пользования:
- учебники, учебные
пособия – учебный год;
- научно-популярная,
познавательная, художественная – 15 дней;
- периодические издания, издания
повышенного спроса – 5 дней;
- пользователи могут
продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны
других пользователей.
7.5 Порядок пользования читальным
залом:
- документы,
предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
- энциклопедии,
справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы
выдаются только для работы в читальном зале.
7.6 Порядок работы с компьютером, расположенным в
библиотеке:
- работа с компьютером
участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному
директором общеобразовательного учреждения и в присутствии сотрудника
библиотеки;
- разрешается работа за
одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
- пользователи имеют
право работать с нетрадиционными носителями информации после предварительного
тестирования его работниками библиотеки;
- по всем вопросам поиска
информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки,
запрещается обращение к ресурсам Интернета, предлагающим оплату;
- работа с компьютером
производиться согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий